За дороги придется платить всем

Дата: 2012-10-19

 Строительство платных автотрасс в России идет ударными темпами. Денег на это благородное дело тратится очень много, но почему-то их, как всегда, не хватает (или просто далеко не все выделяемые средства доходят до дорожного полотна, так как по пути к своей цели они оседают в самых разных карманах).

Уже в ближайшие 2-3 года наши дорожные фонды могут не досчитаться около 145 млрд. рублей доходов. Согласно оценкам рыночных экспертов, потери дорожных фондов будут расти в геометрической прогрессии. Так, в 2013 году их недостача составит 15 млрд. рублей, а в 2015-м –– уже 97 млрд. рублей.

Причина – действующая с 2011 года дифференциация акцизов на различные экологические классы топлива: для более высокого экологического класса топлива применяются более низкие ставки акциза. В частности, сейчас ставка акциза для топлива стандарта Евро-5 на 35% ниже, чем для топлива стандарта Евро-3. А в 2015 году ставка для топлива Евро-3 увеличится в два раза по сравнению со ставкой для Евро-5. Таким образом, получается следующая зависимость: чем выше качество топлива, производимого российскими НПЗ, тем ниже доходы наших дорожных фондов.

Такую «экологизацию» топливного сектора Россия позаимствовала в Европе, где за последние 15 лет данная мера доказала свою жизнеспособность и перспективность. Вывод очевиден: растущая гигантскими темпами автомобилизация населения страны не должна стать причиной того, что уже в ближайшее время нам придется будем покупать кислород в консервных банках…

Итак, до 20 сентября 2012 года в Госдуму должен быть внесен проект, определяющий ставки акцизов. Какого решения нам следует ждать от Кабинета Министров РФ? Очевидно, что наши министры и дальше будут следовать модной в мире экологической политике, но в то же время они должны сберечь дорожные фонды. Поэтому вполне логичным решением видится проведение индексации акцизов на ближайшие два года. То есть акцизы будут увеличивать, поскольку в нынешних российских условиях термины «пересмотреть ставки», «провести индексацию» употребляются, как правило, только в одном смысле – «увеличить». Не стоит ожидать, что производители топлива добровольно согласятся нести эту дополнительную финансовую нагрузку на своих плечах. Власть, у которой выборы остались позади, сегодня вряд ли захочет участвовать в популистских играх по замораживанию цен с топливными олигархиями (им дадут возможность нагулять жирок до следующих выборов).

Таким образом, вопрос остается открытым: кто будет платить этот «усиленный» акциз на топливо?

По мнению директора информационно-аналитического центра «Кортес» Павла Строкова, вся «акцизная» нагрузка, как и прежде, ляжет на потребителей.

«Многие из тех повышений, которые были в предыдущее время, за последние два года были как раз по этой самой причине – из-за увеличения налоговой составляющей. И очень немалую роль здесь играют как раз эти акцизы, которые содержатся в стоимости каждого литра бензина или дизельного топлива», – отмечает эксперт.

Видимо и на этот раз, все будет также привычно, буднично и банально. АЗС начнут продавать топливо по новым ценам. Автомобилисты и автотранспортные компании будут вынуждены его оплатить. Это увеличит стоимость доставки грузов, которая, как обычно, будет включена в стоимость товара. А сам товар поступит на полку гипермаркета уже с новым ценником. И обычным потребителям придется оплатить его в кассе.

Таким образом, единственный, кто пострадает от такой «коррекции акцизов» на топливо, – это конечный потребитель, обычный человек, который никак не влияет на дорожные фонды и который не может контролировать, сколько украдено из каждого метра автодороги. При этом связь между деньгами, которые у потребителя будут фактически принудительно изъяты, и состоянием наших дорог практически не прослеживается.